Форум Конаковского района

Всё о городе Конаково и Конаковском районе на сайте www.konakovo.org
основан 29.12.2003 года
Текущее время: Ср авг 21, 2019 - 12:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ФИЛОСОФ
СообщениеДобавлено: Пт апр 05, 2019 - 21:57 
Не в сети
Захожу иногда

Зарегистрирован: Пн май 10, 2010 - 22:20
Сообщения: 89
1.
Было это примерно лет 10 назад. Чтобы откосить от армии, я учился в колледже, делающем обслугу, а откосив, решил завязать с образованием. Заботливые учителя преподавали нам науку, как выгоднее себя продать, как подобрать костюм и грамотно составить резюме, как вести дела и клепать коммерческие предложения, обучали искусству владения деловой речью и прочим комильфольностям. Нам внушалось -- только достигнув карьерного роста, можешь считать себя умным и образованным, состоявшейся личностью. К счастью, от природы я человек ленивый, и учился плохо. Но, спустя какое-то время, меня привлекла Высшая Школа Культурологии при МГУКИ. Надоело скучать, вот и подался в ВШК. Я совершенно искренне надеялся и верил тогда, что нашёл своё родное. Впервые в жизни сдружился со всеми ребятами нашего курса, и, не смотря на то, что был старше всех, мы очень хорошо общались. Собирались вместе в кафе, кушали не только чай, спорили об искусстве, музыке, литературе, мечтали. Наконец-то, нашлось для меня комфортное общество единомышленников! Нам читали лекции самые лучшие профессора, и мы ощущали себя чуть ли не избранными, без пяти минут культурологами. Так прошёл первый год обучения.
На втором курсе у нас появился новый предмет - История литературы. Я с нетерпением ждал этого предмета. Чтение моё до сих пор было беспорядочно, необходим был хороший преподаватель, который помог бы сориентироваться и сформировать хороший круг чтения. Звали его Владимир Борисович Харыбин.
Знакомство с нами он начал с того, что попросил каждого немного рассказать о себе. Когда кто-нибудь из ребят говорил, что пока нигде не работает, Владимир Борисович восклицал: “Ой, как хорошо!” А заметив наше явное недоумение, пояснил: “Найти работу – это ещё не самое главное в жизни. Пока есть возможность, старайтесь как можно дольше откладывать своё трудоустройство, и как можно больше занимайтесь своим образованием. Для вас сейчас самое главное -- это хорошее образование, особенно для девушек”.
Он дал всем свой номер телефона и предложил обращаться по любым вопросам и в любое время запросто. Также запросто разрешил опаздывать: “ Я всех пускаю в любое время и не обращаю на это внимание”. Постарался, как можно яснее всем внушить, что не собирается нас после курса экзаменовать, пятёрки по его предмету все получат, что для него самое главное, когда совместное чтение классической литературы волнительно. Про себя он рассказал, что родился в Москве на Преображенке, сам окончил МАИ, но: “Cлава Богу, по специальности работать не стал, иначе ни один самолёт бы не взлетел”. После защитил кандидатскую во МГУКИ, недавно выпустил книгу для молодёжи, основанную на своих дневниках, является членом союза писателей.
С особым теплом рассказал о своей умнице дочке, какая она у него хорошая и любимая, это выглядело очень трогательно и мило. Перед нами был добрый человек, умный и любящий детей. Пары наши были последними с небольшой переменкой. На переменке Владимир Борисович всех угостил шоколадом, и очень сердечно посочувствовал нам, что вероятно к концу дня мы уже сильно переутомились. Он был совершенно открыт и искренен, я испытал абсолютный восторг от знакомства с ним. Вот он, человек, учитель, которого я так долго ждал!
Но оказалось, что восторг случился только со мной, остальным восторг отказал. С первого же взгляда ребята откровенно его невзлюбили. Такой ярой ненависти, с которой они после высказывались о Харыбине, даже от хулиганов каких-нибудь вряд ли услышишь. Вроде все из интеллигентных семей, дети, подающие большие надежды, они немедленно вынесли строгий, безапелляционный вердикт, что предмет им читает какой-то забулдыга с улицы, что Харыбин Владимир Борисович совершенно не компетентен в вопросах литературы и образования. Даже порывались собирать подписи в деканат, чтобы его убрали. Непостижимо, но факт, я разговаривал со студентами старших курсов, там тоже никто не высказался о Владимире Борисовиче положительно, кроме одной девочки, но и та позже отвернулась от него и прервала с ним всякое общение. Я был в культурном шоке! Возникла дилемма: либо я дурак, либо остальные редиски. Только несколько человек держались нейтральной позиции. Но разве такое возможно, что большинство неправо? Как поётся в популярной песенке: “Теперь я знаю точно - невозможное возможно…” Целый Университет Культуры и Искусств в Москве, и, чуть ли ни все студенты - хроническая слепота.
Проблему с подписями в деканат успешно разрешила Марина Андреевна Полетаева, вторая жена Владимира Борисовича, мама их дочки. Она ещё с первого курса читала у нас Историю культуры (кстати, тоже прежде, чем начать лекцию, с большой любовью и восхищением говорила о дочке), её все уважали и немного побаивались, пятёрки за так она никому не обещала. Я вынужден был поделиться с Мариной Андреевной тревожной вестью о надвигающейся революции, и только благодаря её внушениям детский бунт поутих. Но мнения студентов о Харыбине остались непоколебимы.
Знаю, что сам Владимир Борисович меня бы сейчас крепко пожурил, что я ругаю ребят и излишне суров. Но я пока не остыл и мне ещё далеко до его святой доброты и смиренности. 29 ноября 2018 года утром Владимир Борисович умер ,(я начал эти воспоминания, когда было 9 дней по его кончине) и пусть я и категоричен, и может злой, но совершенно в здравой памяти, слишком хорошо помню бессмысленные насмешки наших бессмысленных детишек.
После наш факультет переехал на Левый берег, в лес (вскоре лес вырубили, сейчас там фешенебельный район), в основное здание МГУКИ. Практически все преподаватели разбежались. Владимиру Борисовичу тоже ездить из Гольяново в этот ‘’лес культуры’’ было слишком далеко, и курс истории русской литературы нам стал читать заслуженный и именитый профессор. Этот сразу всем пришёлся по душе. Правда, за весь курс преподавания русской литературы он дальше “Слова о полку Игореве” не продвинулся, его лекции я прогуливал.
А Владимир Борисович преподавал в Институте Современного Искусства и любезно организовал мне бесплатный доступ на его занятия. Первой лекцией, кажется, была “Уроки Достоевского”, она заканчивалась словами: “Я не могу обойтись без другого, не могу стать самим собою без другого; я должен найти себя в другом, найдя другого в себе…” Аудитория аплодировала. Я оказался прав, Владимир Борисович действительно образованнейший литературовед и великий педагог. Не все, но очень многие студенты ИСИ очень его любили, ценили и уважали. Когда я рассказал об этом нашим ребятам во МГУКИ, те только пожали -плечами.
Сложно понять, откуда такая нелюбовь? Может ответ кроется во мнении одной из наших студенток? По её словам: “Вся эта классика примитивная мне ненавистна и скучна! Сколько можно пичкать студентов школьной программой, мы уже взрослые, необходимо идти в ногу со временем, не быть отсталыми. Все эти писатели прошлого, по моему глубочайшему убеждению, давно устарели, сегодня есть новые гении литературы, к ним надо прислушиваться... “
Принято почему-то давать право каждому на личное мнение и уважать это мнение. Возможно, поэтому практически все наши “взрослые” дети, уже не школьники, а студенты Московского Университета Культуры и Искусств, факультета Высшей Школы Культурологии для экзамена по литературе написали эссе по Акунину. Долой Толстой, даёшь Акунина!..
2.
Владимир Борисович больше ценил неформальное общение со студентами. Собирались в кафе за чаем с пирожными, ходили в театр, в музеи, просто гуляли. Он говорил, что получать образование вдали от гнёта институтских стен намного эффективней. Как-то предложил сходить в Третьяковку на иконы Рублёва. Такого проникновенного рассказа об Андрее Рублёве и истории иконописи на Руси я давно не слышал. Как обычно бывает, если рассказчик интересен, то подходят ещё люди со стороны послушать. Кто-то после задал вопрос Владимиру Борисовичу на религиозную тему, а он:
-Этот вопрос не по адресу, я неверующий.
Говорил, что в юности, когда случались особо тяжёлые дни, всегда приходил в Третьяковку к рублёвским иконам, просто постоять, помолчать и набраться сил. И это нам говорил неверующий человек! Так что, если некуда пойти, самое лучшее – Третьяковская галерея. Жалко, что сегодня его совету не каждый может последовать, бедному человеку созерцание икон не по карману, цена билета 500р.
Он очень хорошо знал Библию, его избранным местом был Экклезиаст. Говоря о Библии, он особенно выделял такие места «Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?» (6: 11-12)
Дальше отмечал: “Какая же жизнь лучше для человека? Очевидно, ответ надо искать в «коллективном интеллекте человечества» (Лотман), мудрости, возраст которой исчисляется тысячелетиями. И эта всевременная мудрость может безошибочно сказать нам уже сегодня о том, что с нами будет после нас, ибо она хранит в своей коллективной памяти бесчисленные и самые разнообразные судьбы всех тех, кто жил до нас… «И нет ничего нового под солнцем». Читал он всегда зряче и вдумчиво, с карандашом в руках, и тем чудесным местам в Библии, где волшебство противоречит здравому смыслу, не придавал особого значения. Человек образованный и умный, он просто не мог всерьёз верить в оживление трупов и чудесное врачевание путём плевков и наложения рук. Его ум всегда, до самого последнего часа оставался трезв.
А я наивно допытывался:
-Владимир Борисович, как такое может быть, что атеист старается жить по-евангельски? Неужели совсем, совсем неверующий?!
-Не знаю, Жень. Также можно спросить, а как человек может быть верующим, не зная основ христианства, совершенно ничего не понимая в этом? Веришь ты в Бога или не веришь, это вопрос личного выбора. Не стоит об этом так сильно переживать, не над тем думаешь, есть вещи главнее.
А я самым глупым образом ему возражал:
-Но ведь атеизм – это мрак!
-Жень, наверное, ты не отдаёшь себе отчёта, что подобные утверждения причисляют к “мраку” “язычника” Гёте, таких людей, как Герцен, Белинский, Некрасов, Маркс, Ницше, Мопассан, Вебер, Чехов, Блок, Экзюпери, Камю, Сартр, Ухтомский, Лосев, Гаспаров, Михайлов и многих других. Некорректно и некрасиво получается.
-Хорошо, но Вы ведь не будете отрицать, что человек во многом развился благодаря религии. Понятие о совести разве могло возникнуть в людях без Бога? Только отказавшись от своего воинствующего атеизма наше общество, узрев Истину, вдруг прозрело, стало мыслящим, вернулось от животного состояния к человеческому! Обретя в своих душах Бога, люди стали счастливыми, я не имею в виду какие-то эгоистичные мелкие удовольствия, а настоящее счастье. Человеку естественно быть счастливым, об этом, кажется, и Толстой писал.
-Мне иногда непонятно, ты всерьёз говоришь, или подшучиваешь надо мной?
Честно говоря, я уж было настроился обидеться и разочароваться во Владимире Борисовиче, но его терпеливость и добродушие не дали мне совершить ещё одну глупость.
-Христианство очень много принесло пользы людям, никакой нормальный человек этого отрицать не будет. Мне кажется, в твоих рассуждениях не хватает диалектики. Совесть, чувство прекрасного и прочее формировались, развивались на протяжении многих, многих тысячелетий. По поводу совести, например, можно сказать, что её развитие шло таким образом: сначала страх - потом стыд - потом только совесть. И так во всём человеческом. Всё имеет свои ступени развития, в том числе качественные скачки.
В своё время я многому научился, читая учебник для философского факультета МГУ "Диалектический материализм" М.Н. Руткевича. А вдруг прозреть и начать мыслить - это как-то звучит нелепо. Конечно, это невозможно. А вот развитие от животного до человека - в течение тысячелетий - это называется теорией эволюции. Мне кажется она убедительной. Гораздо более убедительной и более соответствующей здравому смыслу, нежели гипотеза Творения. Тебе так не кажется?
Что можно сказать о "счастье"? Вот мой учитель Борис Николаевич Тарасов (большой филолог, знаток французской культуры, ректор Литинститута) писал, что французское слово "счастье" дословно означает "хороший час", не больше. Какие-то прекрасные минуты. Ясно, что вся жизнь из таких минут или даже часов состоять не может.
Для Пушкина "счастье" - и "покой и воля" - есть вещи очень даже различные. Принципиально различные. То понимание "счастья", которое обычно свойственно большинству людей, - что-то вроде жизни в раю, - для него не существовало. Он стремился к более серьёзной и высокой цели - исполнить то, к чему был призван. Именно для этого творчества ему нужны были покой и воля (в реальной его жизни почти не было ни того, ни другого).
Это очень близко Аристотелю, который определял "счастье" как некую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. И добавлял: чем выше, сложнее, свободнее деятельность, тем больше радости она приносит.
Вспомни, историю Древнего мира, посмотри, как изменялась жизнь первобытных людей из века в век, тысячелетиями... И что тут может быть непонятного? Вспомним Лосева: автором "Илиады" и "Одиссеи" был далеко не один Гомер, а греческий НАРОД в его многовековом историческом развитии.
-Да, это всё очень хорошо и убедительно Вы говорите. Всё правильно. И что, выходит, я должен отрицать существование Бога? Всё объяснять только научным путём?
-Я не говорю, что необходимо отрицать Бога. Я лишь говорю, что верить, или не верить, это личное дело каждого, и не имеет большого значения, верующий человек, или нет. Добро, существующее между людьми – и есть настоящий Бог.
3.
Но и студенты ИСИ иногда изумляли Владимира Борисовича. Он всегда делился со мной впечатлениями о первокурсниках. В первую очередь выделял девушек. Говорит, красавицы неописуемые, готовые актрисы; все чётко представляют свой жизненный путь. Ему нравилось то чувство ответственности и трезвости мышления у каждой, одна студентка особенно хорошо говорила: ‘’ Только непрерываемым трудом, целеустремлённостью и волей к победе можно чего-то достичь. Я отдаю себе отчёт, что быть просто красивой и даже очень талантливой, это ещё ничего не значит. Необходимо быть лучшей и работать над собой постоянно…” Рассказывал им о Сократе:
-И, представляешь, ни одна из них, ни за что не согласилась бы выйти за него замуж! Ну знаете, если Сократ не жених, это уже что-то!!!
Владимир Борисович целый вечер недоумевал, как умным девушкам Сократ может не годится в женихи?
Я пробовал объяснить:
- А что тут удивительного? Ясно же, что для таких ярких, целеустремлённых и уверенных в себе невест Сократ всегда будет всего лишь ничтожество. Пожалуй, и за самого Иисуса бы не пошли, хорошенько представив себе его путь.
Владимир Борисович так и не понял, почему?! Пили водку…
Он давно пытался разрешить себе вопрос, что есть человек массы? В своём последнем дневнике попытался написать список тех студентов, в которых чётко убеждён, что не люди массы. Очень выделял с большой симпатией Германа и Юлю, выпускников курса Певцова и Дроздовой.
-Если честно, меня очень смущает такое определение – “человек массы”, как-то это нехорошо звучит, плохо. Ты, Жень, часто у меня бываешь, видишь, как и где я живу, наш двор, наш магазин, к кому здесь можно применить определение – он не есть “человек массы”? А между тем самые лучшие друзья у меня здесь узбеки и охранники из магазина. Ты видел Дилю? Это же чудо, а не девушка! Всегда улыбчивая, добрейшая, всегда поможет, подскажет, разве можно её обижать “человеком массы”? А наши медсёстры! Я лежал при смерти, если бы не скорая помощь,(он постоянно, завидя скорую, подходил к окну и со слезами на глазах восклицал: “Боже мой! Без перерыва. Без сна, без отдыха и без устали! Всегда на помощь!” ), если бы не их уколы, меня бы здесь не было…
--А они все хоть знают, кто Вы на самом деле? Что Вы были старший преподаватель кафедры культурологии и антропологии в одном университете, в другом - доцент кафедры социологии гуманитарных наук, кандидат философских наук, член союза писателей, сколько диссертаций написали, Вы им говорили что-нибудь о себе?
--Кажется нет, а зачем?
Так же, со слезами на глазах, говорил, как Наташа Бычкова с хореографического навещала его в больнице, фруктами баловала.
-Я выживаю только благодаря поддержке своих студентов. Без студентов мне не за чем жить.
Элементарная человечность обыкновенных людей для него была всего ценнее, может быть ценнее всех древнегреческих философов.
Владимир Борисович был очень дружен с Еленой Подкаминской. Когда я ему сказал, что моя подружка в восторге от Елены и является большой поклонницей её актёрского таланта, он ушёл в другую комнату на несколько минут:
-Вот, Жень, возьми фотографию, подари своей Наташе. У меня где-то ещё есть.
На самом деле, это была единственная фотография, он всегда хранил её в библиотеке на книжной полке за стеклом. Это чёрно-белое фото, на ней Елена, судя по всему, ещё студентка, очень миловидная и очаровательная. Я знал, что эта фотография очень дорога Владимиру Борисовичу, как реликвия и конечно не взял. Поразительно, как запросто он мог дарить самые дорогие его сердцу вещи!
4.
С роднёй у него отношения были сложные.
--Какое-то непреодолимое непонимание друг друга! Одно время мне приходилось ночевать на Курском вокзале, отец никак не мог понять моё стремление быть образованным, не пускал домой. Сегодня брат говорит, что папа уже старенький, неплохо бы мне с ним вместе жить, а квартиру эту сдавать. Брат мой христианин истинный, практичный. И что я буду делать с отцом на одной жилплощади, капустку резать для щей? Так сложилась моя жизнь, что самые родные мне люди – мои студенты, а самые чужие – родня.
Его брат-христианин пожелал, чтобы на похоронах были только родственники, из студентов никого не пригласили.
На письменном столе у Владимира Борисовича красовалась самая умная и очаровательная, “самая папина дочка”, как он часто повторял.
--Не берёт трубку, постоянно чем-то занята. Со мной разговаривать не хочет. Кажется я её обидел чем-то. Но не на всю же мою оставшуюся жизнь обидел, этого быть не может! Как-то встретились, зачем-то состригла свои красивые длинные волосы, покрасила в зелёный цвет. Ничего, я и это переживу. Она моя вся надежда, доча обязательно во всём разберётся, я её и зелёную люблю.
Дочка так и не пришла проститься…
Мы с ним часто выпивали. Он хорошо знал, что ему нельзя, диабет.
-Жень, а что мне делать, если ноги не ходят? Выпью, тогда хоть до туалета дойти могу.
-Но не так же много пить, как Вы!
-Нормально, нормально, это ещё не самое страшное в жизни, существуют вещи намного страшнее.
- Может быть Вы дочке пьяный звонили ночью, она и разозлилась?
-Не знаю, но не настолько же, чтобы на всю жизнь (он это повторял каждый раз, когда я бывал у него в последнее лето)
Он никак не мог поверить всерьёз, что алкоголь может быть причиной разрыва человека с человеком, когда оба очень близки. Постоянно твердил мне: ”Отрицательное значение алкоголя слишком сильно преувеличено. ” Для Владимира Борисовича пить водку было также естественно, не смотря на болезнь, как для кого-нибудь жить только ради денег, ради вещей, впрок. Размышляя, чем он мог так обидеть, постоянно напевал:
За то, что только раз в году бывает май;
За блеклую зарю ненастного дня
Кого угодно ты на свете обвиняй,
Но только не меня, прошу не меня…

В один из последних визитов к нему, где-то уже в сентябре, когда я приехал, он уже был изрядно хорош. Стыдно сейчас, но тогда меня это очень сильно раздосадовало:
-Жень, не волнуйся. Возьми мою карту, сегодня пенсию получил, там ещё очень много осталось, больше десяти тысяч, пойди в магазин, купи всё что хочешь, а я пока отдохну немножко.
И я пошёл не только в магазин, но ещё и в заведение, и просадил за ночь все деньги, которые были у него на карте. Возвратился под утро сильно смущённый.
--Я тебе всю ночь звонил, телефон недоступен, что случилось?
--Зарядник забыл.
--Ты наверно устал очень?
--Владимир Борисович я верну… только две тысячи завтра, остальное потом, хорошо?
--Пустяки, тебе поспать нужно.
--Нет, Вы не поняли, Вашей пенсии больше нет, совсем нет, я её всю спустил, извините…
--Фу ты, глупости какие! Иди, ложись спать, я тебе на полу в библиотеке постелил.
Наутро, совершенно протрезвев, я почувствовал ещё большую неловкость:
--Владимир Борисович, у меня есть очень хороший друг, Паша, помните, я говорил? Он меня всегда выручает, я ему сейчас позвоню, попрошу перечислить хоть немного денег, а то я же Вас совсем без копейки оставил!
--Вампилов как-то сказал по этому поводу: ”Деньги кончились, и добродетель восторжествовала…” Это очень хорошо, что у тебя есть настоящий друг, очень хорошо. Но не волнуйся, после как-нибудь отдашь, когда сможешь, мне сейчас ничего не нужно. У меня полный холодильник еды, а у блокадников всего лишь кусочек чёрного хлеба был на сутки. Рита, моя первая жена, очень мне помогает, буквально завалила продуктами, так что я самый настоящий богач. Знаешь, мне всё кажется, я живу сейчас на какой-то человеческий капитал. Человеческий, понимаешь? Так что самый настоящий богач…
*********************************

В это последнее лето мы с ним много говорили о смерти,
--Владимир Борисович, для Вас самое ясное объяснение “вечной жизни” это, как у Пастернака - быть в доброй памяти тех, кому Вы дороги. Но неужели самому не страшно, что будет после прекращения сознания, куда денется ощущение того, что ты есть живой, живой физически?
-Жень, я чувствую, что скоро умру. Что-то слишком слаб стал последнее время.
-Тем более!!! Как Вы себе представляете себя после смерти?
Он выпил рюмку, светло улыбнулся:
-Спокойно, спокойно…

Весна 2019 года

_________________
Евгений


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB