КОНАКОВО. ВЕК ДВАДЦАТЫЙ
ВЫСТАВКА ПОЛЬЗУЕТСЯ СПРОСОМ
На прошлой неделе в Конакове принимали педагогов-преподавателей художественных отделений школ искусств Тверской области. В качестве радушных хозяев выступила Конаковская детская школа искусств и ее директор Валерий Иванычев. Это был семинар, и, помимо профессионального общения, гости посетили музей конаковского фаянса в межпоселенческой центральной библиотеке и конаковский краеведческий музей, где его директор Елена Воронина провела небольшую экскурсию по экспозиции, рассказав о прошлом Конаковского района. А в последнем зале гостей ждал сюрприз: экспозиция проекта газеты «Заря» «Конаково. Век двадцатый».

Преподаватели «художек» - люди творческие и коммуникабельные. Они живо реагировали на рассказ экскурсовода об истории возникновения проекта, рассматривали старые фотографии. И, конечно же, их внимание привлекла выставка ретро-фототехники. В числе посетителей выставки был и весь педсостав художественного отделения Конаковской ДШИ во главе с его заведующей Ириной Петровой. Чувствовалось, что коллеги со всей области встречаются не первый раз – атмосфера была самая благожелательная.
Разумеется, мы не стали «открывателями америк», решив исследовать наше недалекое прошлое, хранить историю малой родины. Вот и преподаватель ДШИ им. Архипова Галина Смелко из Осташкова поделилась, что у них тоже есть замечательный человек, которого зовут Игорь Афанасенко и который организовал в городе «Музей забытых вещей». Так что если судьба закинет нас в Осташков, будет прекрасная возможность встретиться и пообщаться с единомышленниками. Ведь такие проекты можно организовать в любом малом городе, в любом районе. Было бы желание. И люди.
НА ПУТИ К СЧАСТЬЮ
Наш городок, возникший еще в XIX веке как рабочий поселок Кузнецово вокруг кузнецовской же фарфоро-фаянсовой фабрики, долгое время оставался сонным и провинциальным. Революционные события 1917 года изменили жизнь многих людей, но провинциальность как была, так и осталась, несмотря на все героические будни первых пятилеток. Простой народ лучше жить не стал и нет-нет да вспоминал «фабриканта Кузнецова» добрым словом, мол, при нем провиант по карточкам не давали и на демонстрации насильно не сгоняли. Многие нашли себя в идеологической работе. Так, в 1930 году «по коллективному предложению комсомольцев фаянсовой фабрики», которое озвучила активистка М. Илютина, Кузнецово стал Конаковом, названным в честь расстрелянного революционера, бывшего работника фабрики. А в 1937 году мы стали городом. Рабочий поселок впитал в себя жителей попавшей под затопление Корчевы вместе с домами и нехитрым скарбом. Корчевляне были поинтеллигентнее местных, что не могло не сказаться на общей ментальности жителей города. А потом была война, которая катком прошлась по всей нашей стране, по всему народу…
Когда страна оправилась от тяжелейшей в истории войны, насущной необходимостью стало дальнейшее развитие, строительство новых промышленных мощностей и реконструкция старых. Был полностью модернизирован и конаковский фаянсовый завод, а число работников на нем достигло шести тысяч. Но по-настоящему революционные изменения произошли в Конакове в 60-70-е, когда здесь была построена крупнейшая в Европе тепловая электростанция - Конаковская ГРЭС. Появился «новый город», застроенный современными панельными и кирпичными многоэтажками. Выросли поликлиника, детcкие сады, школы, стали открываться новые производства, а население за счет приезжих со всей страны увеличилось более чем в два раза.

Эпоха развитого социализма, когда во главе СССР встали «мудрое Политбюро» и «дорогой Леонид Ильич», - пожалуй, самое счастливое время в жизни наших людей. Может быть, поэтому наиболее пристальный и живой интерес в нашем проекте уделяется именно этому периоду. На эти годы пришлось детство, юность и молодость большинства наших читателей. И про них хочется вспоминать все чаще.
ОЧЕВИДЦЫ РЕАЛЬНОСТИ
Немалый вклад в развитие фотодела в Конакове сделал легендарный фотоклуб «Очевидец». В семидесятые в городе сформировалось довольно крепкое и дружное фотосообщество, имена некоторых членов которого мы озвучили в прошлом выпуске фотопроекта. Разумеется, это не могло не остаться без внимания общественности. И в 1978 году на базе клуба «Энергетик», который находился в ведомстве Конаковской ГРЭС, был организован конаковский фотоклуб «Очевидец». Возглавил его Борис Смирнов, который одно время тоже работал фотокорреспондентом «Зари».
За десять лет существования «Очевидец» стал заметным явлением в общественной и культурной жизни города и района. Участие в выставках областного и всесоюзного уровня с получением соответствующих заслуженных наград, освещение жизни города с неизменным вывешиванием на стенде в витрине очередного фоторепортажа, привлечение к фотографии подрастающего поколения – все это было. Автор этих строк сам начинал в далеком 1982 году в детско-юношеской фотостудии при «Очевидце» и именно там овладел азами классической фотографии. Запах фотохимии, темная комната и красный фонарь, процесс фотопечати, похожий на какое-то магическое действо… Такое запоминается на всю жизнь. По выходным подростки всей толпой выходили «на плэнеры», снимая окружающую действительность. Думается, что очень многие из тех, кто прошел через школу «Очевидца», на всю жизнь сохранили к себе любовь к фотографии.

Фотолаборатория и студийное пространство клуба располагались в подвале «Энергетика». Сколько незабываемых часов провели мы, подростки, в этом, как бы сказали современные школяры, по-настоящему «крутом» месте! Профессия фотографа тогда была окружена ореолом таинственности, романтика работы «фоторепортера» просто зашкаливала! Космонавтами мы быть уже не хотели, понимая, что шансов на полет к звездам у простой пацанвы маловато. А вот фоторепортером – почему бы и нет? И мы с восхищением смотрели на «взрослых дядь» из фотоклуба, которые снимали на «Зениты», «Киевы» и «Практики» большими блестящими объективами. Они были штатными фотографами на предприятиях (тогда при каждом заводе была своя фотолаборатория).


Они зарабатывали, как нам казалось, большие деньги, снимая свадьбы и школы, были «королями жизни».
«Очевидец» просуществовал до 1988 года. Затем начались смутные времена, и стало не до культуры. Уже в начале нулевых фотохудожник Александр Калион нашел в подвальном помещении бывшего фотоклуба свои старые фотопленки. Вот как он сам вспоминает:
- Негативы хранились четверть века в подвале под кулинарией, где проходят все коммуникации, часто выходящие из строя. Надо сказать, что с конца 80-х и по 2002 год я вообще не держал камеры в руках. Негативы на фотопленке Шосткинского химкомбината "Свема", а также казанской "Тасмы" имели вид такой, что только в помойку. Даже размочив неделю в воде, я их едва смог отсканировать. А сколько пропало склееных в камень, с потекшей эмульсией!
Старые кадры потом получили свое второе рождение в фотоиздании А. Калиона «Русские». Книга имела хороший резонанс и довольно неоднозначную критику. Но благодаря этим усилиям про Конаково в очередной раз «узнала вся страна». Дай-то бог, чтобы и наш проект «Конаково. Век двадцатый» со временем из неосязаемого интернет-ресурса вырос не только в газетные публикации, но, кто его знает, – может быть и в полноценное книжное издание. Все только начинается!
М. МАЛАХОВ, администратор проекта.